Экзамен по русскому языку – один из двух обязательных, которые входят в Основной государственный экзамен. Ранее он состоял только из изложения и сочинения, но в 2019 была введена устная часть ОГЭ по русскому.
Здесь оценивается речь выпускника и его владение словом. На первый взгляд, устная часть, она же говорение, может показаться легкой, но это по мнению взрослых, особенно имеющих филологическое образование. Кроме того, школьники могут стесняться и волноваться во время этого экзамена.
Описание устной части ОГЭ по русскому языку
Говорение состоит из 4 частей.
Первая – это просто чтение текста. Здесь оценивается и дикция, и понимание прочитанного. Текст может быть посвящен исторической личности, событию или культурному явлению, городу или памятнику. Ученику важно понять, что явление или человек, описанные в тексте, знамениты и оставили свой след в истории, и этому будут даны три аргумента. Очень важно сделать набросок логической схемы текста перед чтением и выделить эти три аргумента.
Второе задание – пересказ текста. Оценивается здесь в том числе словарный запас ребенка и то, как работает его память. Оно тоже считается простым, но тут нужна память, умение выделять главное и понимать причинно-следственные связи. Текст также может быть посвящен исторической личности, событию, городу или памятнику культуры. Здесь важно не только создать логическую схему, но и запомнить опорные слова, а также подобрать синонимы. Здесь тоже важно запомнить три аргумента, подтверждающие значимость личности, явления или события. Логическая же схема позволит сохранить все главные тезисы текста. Также важно поработать во время пересказа с высказыванием в начале текста. Его в воспроизводимом тексте разместить нужно точно.
Следующее задание – монолог. Это уже сложнее. Обычно здесь дается фото, посвященное школьной жизни, отдыху, празднику и т. д. Сначала описывается событие, изображенное на фото. Также нужно описать атмосферу фото, всех, кто присутствует на снимке.
Следующий пункт задания – описание события, встречи, события из жизни, которое запомнилось ребенку за всю его жизнь.
Третий пункт задания – рассказ о том, что волнует подростков. Это может быть монолог о дружбе, семье, времени, в котором живет подросток. Оценивается здесь умение ребенка говорить складно и логически, способность пользоваться синонимами и правильно подбирать слова, отсутствие слов-паразитов в речи. Так как на подготовку дается не так много времени, оценивается и умение ребенка быстро думать.
Существует два алгоритма подготовки к этому заданию. Первый – создание логической схемы монолога. Второй строится на целостном восприятии монолога и работы с опорными словами. Важно записать все тезисы монолога, но уметь импровизировать.
Четвертое задание – диалог. Тематика и форма очень походит на темы третьего задания. Диалог тоже создается на основе фото и предложенных тем. На его подготовку дается минимум времени.
Устная часть, эффективная подготовка к ОГЭ
Самый эффективный способ – работа с репетитором. Работают они как онлайн, так и вживую. Цены бывают разные, удаленные занятия, естественно, будут дешевле. Но занятия вживую приносят больше пользы. Также эффективна работа со студентами филологических вузов, которые уже сдавали этот экзамен.